Известны случаи легкого отравления при употреблении мёда, собранного пчелами с цветов аконита. Однако со многих растений, содержащих ядовитые вещества, например с белены, болиголова, багульника, наперстянки, табака, махорки и других, пчелы обычно собирают вполне доброкачественный мёд, не вызывающий болезненных явлений ни у пчёл, ни у человека.
В Закавказье и на Черноморском побережье в местах произрастания рододендрона нередки случаи заболевания людей после употребления мёда, собранного с этого растения. Такой мёд вызывает головную боль, рвоту, потемнение в глазах, а иногда и обморочное состояние, то есть признаки, характерные для сильного опьянения (отравления алкоголем). Отсюда и произошло название меда «пьяный».
В горных местностях средней и северной части Японии употребление меда вызывает у людей заболевание, связанное с действием ядовитого нектара, собираемого пчелами с растения хотсутсайи из семейства вересковых. Доказано, что мед с цветов азалии, аконита, андромеды содержит ядовитые вещества.
На Дальнем Востоке пчелы делают ядовитый мед, собирая нектар с цветов болотного кустарника вереска чашелистникового. Мед с болотного вереска желтоватого цвета, несколько горьковатого вкуса и бымтро кристаллизуется. У человека отравление этим медом выражается в появлении холодного пота, озноба, тошноты, рвоты, головных болей. Употребление 100 - 200 г. этого меда вызывает у человека потерю сознания, бред. Интересно, что мед, полученный с цветков болотного вереска, ядовит только для человека и совершенно безвреден для пчел.
В Хабаровском крае "пьяный" мед пчелы собирают с цветов багульника, небольшого кустарника, произрастающего на болотистых и торфяных местах.
Впервые массовое отравление медом описал древнегреческий полководец и писатель Ксенофонт в своем сочинении «Анабазис» (или «Поход Кира» ). В главе VIII Книги IV он описывает эпизод, когда воины, поев в Колхиде меда, заболели:
«Эллины, взойдя на гору, расположились в многочисленных деревнях, полных съестных припасов. Здесь, вообще говоря, не было ничего необыкновенного, кроме большого числа ульев, и все солдаты, вкушавшие мед, теряли сознание. Их рвало, у них делался понос, и никто не был в состоянии стоять на ногах, но съевшие немного меда походили на сильно пьяных, а съевшие много – на помешанных или даже умирающих. Такое множество их лежало на земле, словно эллины потерпели здесь поражение в бою, и всеми овладело уныние. Однако на следующий день никто не умер и приблизительно в тот же час (когда они накануне поели меда) больные стали приходить в себя. На третий и четвертый день они встали, словно выздоровевшие после отравления.».